Советы родителям

  1. Информацию  о  профессиональных планах ребенка  можно  получить  только в  ходе  откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы к слову . При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

 

  1. Если  старшеклассник  не может  четко  сформулировать  свои  планы,  надо  попытаться понять, с чем это связанно.

 

  1. Полезно  предложить  ребенку  поработать  на осенних или  зимних каникулах, выбрав  какое-то конкретное занятие.

 

  1. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

 

  1. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

 

  1. Помогите своему ребенку подготовить запасной вариант  на случай неудачи на выбранном пути.

 

Нет  проблем  у тех мам  и пап, чьи дети с ранних лет  мечтают  о  карьере  врача, космонавта  или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов,  таких детей  меньшинство,  гораздо  больше  тех,  у кого  выбор  профессии  вызывает серьезные сомнения  и трудности.  Что  делать родителям  в  такой  ситуации?  Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать

решать еще в 8-9-м классе.

 

Вместе, но не вместо

 

Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают — потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически  не  готовы сделать  выбор  самостоятельно,  более  того, значительная  часть  их испытывает  страх перед необходимостью принятия  решения. За  долгие  годы учебы в  школе  им предлагались в  основном  готовые  решения, все  было  известно наперед и определено расписаниями и учебными планами.  И растерянность подростка,  когда  ему вдруг  предлагают определиться в таком важном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать  на  полную  самостоятельность  ребенка  в  выборе  профессии: он подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Но,  разумеется, действенная  профориентационная  работа  возможна  только  в  тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать погоду в доме, а уж потом заниматься планированием будущего.

 

 

7 шагов к решению

 

Итак,  задача  родителей  —  не навязывать подростку уже  готовое  решение, а  помочь  ему определиться самому. Как это сделать?

 

ШАГ 1. 

Составьте  таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая  профессию, человек выбирает  не  только  способ добывания  денег, но  и социальную  среду,  образ  жизни.  Предложите ребенку  подумать над тем, каким  требованиям, по  его  мнению, должна  отвечать  его  будущая работа.  Составьте  максимально подробный  список таких требований  (уровень заработной  платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в  столбцы,  а  в  строки  —  названия  профессий, кажущихся  ребенку наиболее привлекательными.  Заполняя  таблицу, сопоставляйте  требование  и профессию: если  они совпадают, ставьте  в  этой  клетке  плюс, если  нет  —  минус. Проанализируйте,  какая  профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации — не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает  школьнику самостоятельно  поразмышлять (и может  быть,  впервые!) над  личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

 

ШАГ 2.

Расширяйте  знания  о  профессиональном  мире. Чтобы выбирать,  нужно  знать, из  чего выбирать.  Между  тем  очевидно,  что  жизненный  опыт  подростка  ограничен, его  представления  о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются  стать  менеджерами,  но на вопрос о  том, что  это  за  работа, внятно ответить  не могут.  Другие  смешивают  понятия профессия   и  должность, например,  заявляют: Хочу  быть  начальником!   Кто-то  говорит,  что  любит  играть  в  компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист  — отнюдь не просто  пользователь  компьютера. Задача  родителя —  выступить экспертом,  поделиться той информацией,  которой  он владеет: рассказать, что  представляет  собой  та  или  иная  профессия, какие ограничения она накладывает.

К  профориентационной  работе  можно  привлечь  друзей  и знакомых. Например, если ваше  чадо подумывает, не стать ли ему юристом — и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, — стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже  сводить его к ним  на работу. Опыт  подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3.

Больше  информации! Активно  (и вместе  с ребенком!) собирайте  информацию  о рынке труда, о  новых и перспективных  специальностях.  В  этом  могут  помочь  ежегодно  выпускаемые справочники,  профессиональные  журналы, а  также  интернет-сайты. Иногда  в  подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

 

ШАГ 4.

От  слов  —  к делу. Но не стоит  ограничиваться только  рассказами и  разговорами.  Все  мы знаем, что  подростки  довольно скептически  относятся  к мнению  взрослых, особенно  родителей. Гораздо  важнее  непосредственный  опыт. Если  ребенка  заинтересовала  какая-то  профессия, предложите ему порепетировать  ее в профильном кружке, секции, классе.

 

ШАГ 5.

Предложите  ребенку пройти профориентационное  тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя — свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой  — соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту — умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу — физическую подготовку и организаторские способности и т. д. В Интернете есть много толковых тестов (например, на сайтах www.proforientator.ru; www.reccons.ru; www.kop.ru), которые позволяют нащупать  профессиональные интересы, личностные особенности, способности старшеклассника и соотнести эти параметры друг с другом. Однако  надо  иметь в виду, что  цель  таких тестов  —  не выдать  готовый ответ на вопрос  кем быть, а  запустить  процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6.

В институт — на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на  день открытых дверей  в вуз  — и желательно  не  в  один.  Не придавайте  таким  походам  чрезмерное  значение —  ведь  совсем  не обязательно, что  именно здесь он захочет провести свои студенческие  годы.  Идите в  вуз просто как в музей — посмотреть, пообщаться, прочувствовать мое — не мое.

 

ШАГ 7.

Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей  важно  поставить перед ним  вопрос:  что  он будет  делать,  если  ему не удастся реализовать намеченное?  Наличие  альтернативы позволяет  снизить у  ребенка  напряжение  и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?».   А  можно обсуждать  эту проблему применительно  к третьим  лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

 

 

Ошибка — тоже опыт

 

Выбор профессии — дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот  выбор, который  делают  наши  дети  сегодня, отражает  лишь  их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну  а  если  их  предпочтения  изменятся  —  в  этом  нет  никакой  трагедии. Специалисты отмечают, что  выбор  профессии  один раз  и на всю  жизнь уходит  в  прошлое. Мы живем  в  мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять. Не исключено, что  специальности,  которые  в  настоящее  время  востребованы  и высоко оплачиваются, совсем  не будут  таковыми и наоборот. Но в  любом  случае  у каждого  остается возможность что-то переиграть или начать заново.

Оставьте комментарий